НА ГЛАВНУЮ
ЯПОНИЯ В КАРТИНКАХ
МОЁ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ
АНИМЕ
ФИЛЬМЫ
МУЗЫКА
СТАЛЛОНЕ

| О магазинах | Школа японского выживания | Как страшно жить | Мания служанок | Батарейки для саларименов | О школьницах от нешкольника | Мелкие чудачества | Об инопланетянах, белках-пыхтелках и ... | Бездомные люди и их домашние звери | Мужчина, женщина, гайджин | NINJA AKASAKA : ужин у ниндзя | Взрослые в детском мире: игрушки для души | Волшебный горшочек набэмоно | Культура Японии в аниме | Страна восходящего к солнцу | Артемий Лебедев в Японии | Замки Японии | Статейки в газетах | Лестница в небо |

Токийский общественный транспорт

Главный транспорт в Токио – метро. Тут сразу надо уточнить, что именно есть метро. Обычно метро это такой поезд, который едет в городе под землей, верно? Формально метро тут называются только 12 линий проходящих в самом центре города (http://de.geocities.com/metroplanet_tokyo/tokyo.htm). Однако, во-первых, не все они целиком находятся под землей, во-вторых, многие железнодорожные линии метро формально не называющиеся (мы бы их назвали электричками) проходят так же через центр города по подземным туннелям и с подземными станциями иногда, даже, используя те же самые станции и туннели, что и формальное метро. Кроме того, стоит уточнить и что же такое Токио. Официально Токио занимает большую территорию от Токийского залива (центр города) и далеко на север. Такой эллипс. С двух боков приклеены к этому эллипсу несколько других городов, наиболее крупные из которых Чиба и Йокохама, у них другие адреса, телефоны и другое городское правительство. Однако никакого промежутка между ними нет, то есть нет того, чтобы по пути из Токио в Йокохаму надо было пройти через какое-нибудь поле, лес или хотя бы деревню. Просто идя по улице можно обнаружить, что в одном конце этой улицы ещё Токио, а в другом – уже Чиба. А так визуальной границы – никакой. И многие люди постоянно живут, к примеру, в Чибе, а на работу ездят каждый день в Токио. Строго говоря весь этот конгломерат Токио и прилипших к нему городов спутников называется «Большой Токио» (Tokyo Metropolitan District), а весь конгломерат метро, городских электричек, монорельсов и т.д. называется «городским железнодорожным транспортом». Но и то и другое слишком длинно для моего короткого языка и поэтому всегда я буду говорить про все вместе просто «Токио» и «метро», а про формальное метро и формальное Токио буду отдельно уточнять.

С этим разобрались – посмотрим на размер бедствия.

Можно кликнуть, чтобы увидеть полотно в полный размер, 1.24 мегабайта, того в котором 1024^2 грамма.

Это уже впечатляет. Тут и не пересчитать сколько линий. Основные линии принадлежат нескольким компаниям-операторам. Самый крупный оператор – JR (Japan Railways), государственная компания который принадлежит большая часть железных дорог по всей Японии. Частные компании Seibu, Odakyu, Tokyu, Keisei, Tobu, и еще десяток других имеют так же свои линии электричек. Компания Уолта Диснея имеет свою маленькую линию на 4 остановки (монорельс с вагонами в виде Микки-Маусов), есть еще несколько линий монорельсов и линия нового типа – Yurikamome. Последняя отличается что в ней ходят полностью автоматизированные поезда на мягких колесах. То есть машиниста поезда там вообще нет – можно сесть в самый первый вагон на самое первое место и смотреть вперед, прямо как машинист. А поезд будет ехать сам, сам останавливаться точно на всех остановках и т.д., ну прямо лифт, а не поезд. Линии подземного метро контролируются двумя основными компаниями Eidan и Toei.

Знать компанию которой принадлежит твоя линия очень важно. Это все крупные компании, которым кроме линий метро принадлежат магазины, кинотеатры, зоопарки, госпиталя, теплоходы и пароходы. И они все конкурируют друг с другом. Поэтому часто встречаются ситуация когда в одном направлении едут две абсолютно параллельные линии с одинаковыми остановками, но немного отличающиеся по цене. Обыкновенно JR имеет самую высокую цену, а конкурирующие с ним частные линии – чуть ниже. Но вот если вы зашли на станцию принадлежащую, к примеру, компании Tokyu и посмотрите там на станции или в любом вагоне поезда на карту линий метро, то никаких линий кроме линий Tokyu и нескольких с которыми у фирмы Tokyu партнерские отношения вы не увидите. И наоборот на станциях JR будет висеть карта линий только JR. С такой половинчатой информацией далеко не уедешь. Поэтому надо либо купить карту всех линий от независимого производителя, либо пользоваться интернет сервисами поиска пути, к примеру, вот таким - http://www.japanhomesearch.com/TravelExpert/TE_main.asp. Аналогичные японские сервисы позволяют узнать так же и расписание поездов, что очень полезно, так как ходят тут поезда минута в минуту. Если, конечно, тайфун осенью не пришел или снег зимой не выпал.

Чтобы войти в метро нужно купить билет в автоматической (touch screen) кассе.

В Токийском метро стоимость твоего билетика зависит от расстояния, на которое тебя надо поехать. Поэтому совать в автомат его надо дважды, один раз на входе, другой раз на выходе. На выходе хитрый автомат проверяет все ли ты заплатил. Если ты скажем переплатил, то он конечно ничего, смолчит, съест билетик и выпустит. Мол, и не такое бывает. Совсем другое поведение у хитрой машины, если по ее мнению ты не доплатил. Она сразу красненький экранчик покажет, дверки закроет и скажет: "Усе. Я твой терминатор. Сюда дороги нет. Вот видишь там автомат, иди туда и доплачивай, или проваливай обратно туда, откуда пришел. Зайцев не возим". Вот сегодня вижу - девушка в метро бежит. Торопится куда-то. Всунула билетик, побежала, выбежала уже, опаздывает явно куда-то, а хитрая машина ее так злобно билетик ее выплюнула и двери закрыла. Но уже за ее спиной. Так человек оказался быстрее машины. И что же делает бедная японская девушка, которая это видит за своей спиной? Она забирает свой билетик и бежит искать кассира, чтобы ему ситуацию объяснить и за билетик доплатить. Вот посмотрел я на нее и подумал. Ведь она торопится бедолага жутко куда-то. Может даже на свидание опаздывает. И она уже здесь, вышла. А билетик недоплаченный там. Ну что с того, чего бы его там не бросить, раз уж вышла. Ну случайно получилось, чего в жизни не бывает. Я, положим, тоже считаю, что за билетики в метро надо платить. Воровать их не имеет никакого смысла, уж если воровать, то надо сразу миллионы, а не билетики в метро. Но если я уже там, а билетик еще тут, да я еще тороплюсь, то какой мне резон идти к кассиру и объяснять ситуацию? Да и что я ему скажу? Извините дяденька, я не специально. Вот с повинной пришел. Вот билетик мой там, а я уже тут. Не знаю как так получилось. Разрешите доплатить разницу. Глупо как-то выходит. Дяденька еще меня испугается, подумает что я такого придумал, может я вообще перепутал чего и что-то совсем не то имею ввиду. Ведь гайджинов их все знают, они всегда такие стремные - ничего не соображают. Вообще в их JRной рабочей инструкции так прямо и записано: "Гайджины стремные. С ними не связываться". Честное слово. А раз инструкция такая, то они так и делают. А то пойми его гайджина, что он хочет. А потом окажется что он что-то совсем не то хотел. И пойдут взаимные обиды. А оно надо? Проще дать гайджину делать что хочет. Если у вас Гайджинский вид и твердый голос, то можно провести следующий эксперимент. Подходите к любой кассе JR и говорите любую фразу на английском, только очень громко и уверенно. Вас сразу выпустят со станции вообще без всякого билетика. Только уйди злой гайджин, не пугай японский народ. Японцам так нельзя. Японцы бегут извинятся и доплачивать за билетик. Если вам повезло и доехать туда куда вам надо можно на линиях одной компании то всего за 10$ можно уехать далеко, часа на два пути. А если вам надо много пересаживаться по линиям разных компаний то даже совсем короткий получасовой путь может занять те же 10$ - плата за вход на разных линиях от 1.5 до 5$ бывает. В автоматической кассе можно купить билет, а можно и карту на несколько поездок. К сожалению сколько бы поездок сразу не купишь – а никаких скидок тут это не дает. На JR можно и зарядить дебитную карту проезда Suica и потом платить ей, но это тоже никакой скидки не дает. В специальных транспортных агентствах можно купить и проездной, но он может быть только на конкретный путь от станции и до станции, а того проездного как в Москве, чтобы потом ездить, куда хочешь, тут не бывает.

Поезда тут очень длинные и ездят быстро.

Бывают вагоны по 6 дверей, а поезда чаще всего по целых 15 вагонов – конца края поезду не видно. На некоторых линиях есть и вагоны первого класса (Green Car), они стоят дороже, и вагоны «только для женщин» по ночам. Вообще линии очень отличаются по своему техническому устройству – в одних остановки даже объявляются просто путем выкрикивания их машинистом на каждой станции в мегафон, а в других они показываются на жидкокристаллических экранах вместе с рекламой.

Отличаются линии и по использованию – некоторые очень забитые и в часы пик на них стоят железнодорожники в белых перчатках и заталкивают людей в вагоны, а другие линии почти всегда свободны. Ехать в час пик на забитой линии – развлечение не для слабонервных. Тут либо сходишь с ума, либо начинаешь любить ближнего своего, одно из двух. Такое единство с японской нацией, знаете ли, ощущаешь когда едешь в таком набитом вагоне что не касаешься пола и в нос тебе залез чей-то чужой бутерброд.

Станции тоже бывают самые разные. Некоторые жутко ужасные, без потолка, с кучей каких-то проводов или буквально просто дырявые навесы. Другие очень красивые, к примеру, новая линия Rinkai построена очень глубоко и имеет очень красивые мраморные станции, похожие на новую линию Московского метро. А некоторые станции еще имеют полностью закрытую платформу.

Поезд подъезжает, открываются двери в поезде и напротив них двери на станции, соединяются и можно зайти. Потом станция снова закрывается. Это такая борьба с самоубийцами, очень они тут любят под поезда прыгать.

Остановки дверей поезда тут всегда размечены на станции. На случай часа пик есть часто две разметки – разметка у остановки двери для тех кто собирается влезть в ближайший поезд и разметка по соседству для тех кто более трезво оценивает свои шансы и хочет влезть в следующий. Когда первая очередь кончается – вторая сдвигается. И так все аккуратно, никто не ругается и не толкается, прямо как роботы.

Кстати о роботах. С утра любая линия токийского метро один в один повторяет стилистику матрицы – легко оказаться в вагоне, где будут на 100% только мужчины и все в абсолютно одинаковых черных костюмах. Если лето и жарко, то на шею у них еще накинуто белое полотенце для вытирания пота и в руке они держат по вееру. Веер тут, кстати, совсем не только женское приспособление. Это все сараримены едут на работу. Вечером в последний поезд набиваются те же сараримены, только они уже все пьяные и качаются. Услужливые железнодорожники заталкивают их в вагоны хватая за шкирку прямо на станциях. Уезжает этот последний поезд, кстати, довольно рано, около 23-0 часов. Это потому, что линии проходят вплотную к жилым домам и поезда не могут ездить слишком поздно и мешать людям спать. Куда же деваются железнодорожники со станции, когда последний поезд уехал? А никуда, они тут спят в специальных комнатушках прямо на станции.

Ночью тут вообще мало кто может куда-то уехать. Конечно, есть такси, но такси и днем стоит тут совсем не дешево (6.6$ только посадка и дальше столько же за каждые 2 километра), а ночью тариф возрастает вдвое. Так что из центра до дома доехать может стоить больше 100$, уж дешевле на ночь в отеле остановиться, если не успел на последний поезд.

Есть конечно еще и автобусы.

Они тут тоже принадлежат разным компаниям, но и они тоже заканчивают свою работу очень быстро. И обычно ходят только на очень локальные расстояния, буквально от одной станции метро до другой. При этом цена билета в них обычно фиксированная, 2.2$ независимо от длинны пути. В общем, после метро этот транспорт так, чисто факультативный. В отличии, кстати, от других городов Японии, где автобусы зачастую являются основным городским транспортом.
вверх

Автор: Kitya Karlson
Ссылка: http://www.karlson.ru/lj/?p=kitya/2004/01/95288.html


Используются технологии uCoz