ПРЕДЫДУЩИЙ ФИЛЬМ
К СПИСКУ ФИЛЬМОВ
СЛЕДУЮЩИЙ ФИЛЬМ

Бункер (Падение: Гитлер и конец Третьего Рейха) / Untergang, Der (The Downfall: Hitler and the End of the Third Reich)
Драма, Военный, История
Германия, Италия, Австралия
2004; 2:36 (2:58)



Режиссер: Оливер Хиршбигельн /Oliver Hirschbiegel/

В ролях: Бруно Ганс /Bruno Ganz/, Александра Мария Лара /Alexandra Maria Lara/, Карина Харфух /Corinna Harfouch/, Ульрих Мэттьюс /Ulrich Matthes/, Джулиан Кохлер /Juliane Köhler/, Хайно Ферч /Heino Ferch/, Кристиан Беркель /Christian Berkel/, Матиас Хабих /Matthias Habich/, Томас Кретчманн /Thomas Kretschmann/

Адольф Гитлер (Ганц) считал, что каждое его слово достойно анналов истории. Поэтому он держал штат секретарш-стенографисток, фиксировавших его приказы, письма и застольные высказывания. Одной из них была Траудль Юнге (Лара), проработавшая в бункере фюрера до конца войны. Ее глазами мы видим последние дни Третьего рейха…

"Бункер" попал в международную номинацию на "Оскар", однако, эта картина предназначена не для всемирного, а для национального просмотра. Во-первых, чтобы проникнуться ее пафосом, нужно неплохо представлять себе историю фашистской Германии (как минимум, стоит ориентироваться в основных нацистских вождях, иначе в увиденном трудно будет разобраться). Во-вторых, чтобы осознать все поднимаемые в "Бункере" проблемы, необходимо поставить себя на место нынешних немцев. Важно понять, что для ФРГ Гитлер и компания – не иноземное зло, а демократически избранные вожди, политика которых одобрялась народом еще до начала государственной пропаганды. Неудивительно, что в Германии практически не создавалось фильмов о фюрере – слишком уж позорна и нелицеприятна для страны оказывалась любая попытка честно разобраться в истории фашизма.

Нам, зрителям из России, наверно, проще всех оценить этот аспект "Бункера". У нас ведь есть Сталин и связанные с ним моральные дилеммы. Где, например, во время Великой Отечественной кончалась битва за Родину и начиналась война за режим? В одной из сцен "Бункера" отец зовет сына, мальчика из "Гитлерюгенда", выйти из окопа и переждать в убежище последние дни боев. Но это сейчас мы в курсе, как обошлась с берлинцами советская администрация. А что тогда знали немцы о наших войсках? Выгадывая для фюрера лишние часы жизни, последние защитники Германии одновременно бились за свои семьи, спасая их от "унтерменшей". Хиршбигель глубоко чувствует эту драму, отдавая должное и гуманизму, и ненависти к фашизму, и любви к Родине.

Многомерность картины не у всех нашла понимание, и "Бункер" уже успели заклеймить за то, что он слишком "человечно" изображает фашистских вождей. Но, как в случае с доктором Лектером из "Молчания ягнят", нотки человечности в картине Хиршбигеля не затушевывают, а подчеркивают духовный распад. Когда Магда Геббельс дает малышам яд, она не находит лучшего оправдания, чем "мои дети не должны жить в мире без национал-социализма". Сыграй здесь Коринна Харфоух бездушное чудовище, мы бы просто отвергли ее кошмарную философию. Но мы видим, что Геббельсы действительно любят детей, и потому способны разглядеть за ужасом происходящего трагедию людей, которые хотели создать лучший мир, а породили образцовый геноцид. А раз фюрер и его прихвостни были людьми, а не исчадьями ада, значит, мы тоже можем повторить их ошибки.

К сожалению, разворачивая пестрое и многофигурное полотно, Хиршбигель становится пленником собственной дотошности. Поначалу это полезно для фильма, потому что спешка и поверхностность в таком сложном материале неуместны. Но картина идет почти два с половиной часа, и никак не может завершиться, пока последняя точка над "i" не встанет на место. Это расхолаживает и портит впечатление от, бесспорно, сильной ленты.

Немецкий взгляд на заключительные дни рейха получился неоднозначным, драматичным, обстоятельным и замечательно сыгранным.

Rating IMDb: 8.5/10

Моё мнение: Замечательная драма о последних днях войны. Хорошие съемки.